Вверх
Мобильная версия сайта
Праздники
Места
Мусульмане
Люди
Темы
Войти или подписаться
Искусство

Эбру: танцующие краски

Вода - основа жизни, строительный материал нашей планеты, человеческого организма и всего живого в целом. Отправляясь покрять просторы Вселенной, в первую очередь, ученые пытаются отыскать источники воды! Невозможно представить наше существование без нее. Вода - великий дар и великая милость Господа. Наше взаимодействие с водой - постоянно. Столетиями человек пытался освоить и познать силу воды, отыскивая новые способы взаимодействия. В результате таких попыток и способов творческого самовыражения и появилась удивительная техника живописи, позволяющая получить красочный оттиск с поверхности воды.

Восток - дело тонкое. Казалось бы, избитая фраза, однако где как не на востоке могла зародится эта уникальнейшая техника, именуемая Эбру.

Веками умелые руки этого ремесла передавали свой опыт открытия новым поколениям, пытаясь оставить свои красочный след в истории. Доподлинно не известно, когда и где зародилось Эбру, ведь источники указывают разные пути. По одной теории оно зародилось в Индии, а уже Персы передали его Османам, нынешним Туркам. Иная версия считает Бухару родиной Эбру, откуда оно распространилось дальше. Старейшее Эбру было создано в 11 веке, и было высокого качества, что свидетельствует о еще более раннем развитии и задолговременном его существовании.

 

В музее Топкапы находится самый старый из известных образцов живописи в технике эбру, который датируется 1539 годом. Этимология слова Эбру, также имеет несколько вариантов интерпритации. В одних источниках говорится, что слово «эбру» произошло от арабского ab-ru, что значит «вода для лица». В других от чагатайского слова ebre, означающего «волнообразный», или же от персидского ebri, что переводится с фарси как «облако».

 

Помимо энтузиазма и творческого порыва, это искусство требует знаний, умений и техники, помноженных на концентрацию и терпение. Если, конечно, в результате нужно получить Эбру, а не просто разводы на воде.

Конечно множество красивых эпитетов сложено об этом искусстве. И, естественно, обоснованно! Огромная заслуга его в том, что каждый может пуститься во внутренние поиски своей творческой стороны. Суметь отыскать в себе ребенка, который не побоится отправится в столь увлекательное путешествие, которое одарит его гармонией, радостью и чувством причастности к важному.

Традиционно для Эбру используются только натуральные компоненты и материалы. Если соблюсти все пропорции и приготовить правильно раствор (воду), а также краски, результат будет соответствовать ожиданиям. Для сгущения раствора (воды), используют экстракт растения гевен (лат. Astralagus). Краски состоят из воды с добавлением различных пигментов (лахор, мышьяк, синька, сажа, карбонат свинца, оксид железа), смешанной с бычьей желчью. Кисти изготавливают из конского волоса и стебля розы. Выбор данных материалов важен, поскольку именно конский волос обладает необходимой жесткостью, благодаря которой краска равномерно распределяется на поверхности воды. Стебель розы при постоянном контакте с водой не набухает и не деформируется, что делает кисть многоразовой в использовании.

В набор также входят шилья разных диаметров, и гребни. Эти инструменты служат для придания задуманной формы каплям краски которые расплываются на поверхности воды. Самое главное волшебство начинается в руках мастера, который творит чудеса своим разноцветным арсенал красок и инструментов, на столь непостоянном холсте — воде.   По мановению взмаха кисти краски каплями ложатся на поверхности, а все те же умелые руки плетут из них замысловатые узоры, которые впоследствии становятся уникальными шедеврами, переносимые на поверхность бумаги, ткани и других материалов. Уникальность — в неповторимости, ведь невозможно сделать два одинаковых Эбру. Каждый рисунок, как жизнь, которая не случается дважды.

Подобно каллиграфу, оттачивающему каждый знак в поисках гармонии, художник Эбру медитирует над каждым своим неповторимым шедевром, который без достижения баланса с миром и с собой создать просто невозможно.

Искусство Эбру - не только средство невербального общения с миром и возможность его созерцания через водную гладь, но и способ поделиться своим восприятием прекрасного и отношением к происходящему с другими людьми.

Несомненно Эбру - это непросто искусство, для многих мастеров это прежде всего связь с чем то духовным. Каноны Ислама запрещают изображение живых существ, поэтому классическое Эбру построено на этой философии. Мастер Эбру пускается в тафаккур - размышления о сущности мироздания и месте человека в нем.

Искусство Эбру было внесено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Решение было принято единогласно всеми членами жюри, восхищенными этим уникальным искусством.

 

Анастасия Лоторева

эбру, творчество, исламское искусство, арт, восток