Вверх
Мобильная версия сайта
Праздники
Места
Мусульмане
Люди
Темы
Войти или подписаться
Dubai Modest Fashion Week
Мусульмане

Ингушетия. Этнос возрождения

Самолёт идёт на посадку. В иллюминаторе - величественные горы, залитые солнечной глазурью, и изумрудного цвета просторы – луга, леса… Благородная земля потомков древних аланов - Ингушетия. Вот она – возрождённая столица Аланского государства – Город Солнца Магас! Окинув взглядом аэропорт, спускаюсь по трапу и осознаю, что вот-вот коснусь ногами земли, история которой зарождалась ещё в I тысячелетии до н. э.
Ингушетия. Этнос возрождения

 

Средневековая столица Алании

 

Полиэтническое раннефеодальное государство – Алания со столицей Магас было образовано в I веке н. э.1 и занимало обширную территорию от предгорья Северного Кавказа до Чёрного моря. При этом первое археологическое свидетельство о поселении Магас относится к более раннему периоду истории – I веку до н.э.2

 

Во времена своего расцвета Магас был огромным городом: его население насчитывало 15 тысяч жителей. Столица аланов славилась высокой культурой: здесь развивались письменность, религиозное просвещение, высокохудожественные ремёсла. Поскольку сам город, по сути, являлся воротами на Великом Шёлковом пути из Азии в Европу, его изобилие и богатство были поразительны.

 

О хозяевах Города Солнца – аланах, писали многие средневековые авторы, известны слова римского историка IV века Аммиана Марцеллина:

 

«Почти все аланы высоки ростом и красивы… Они страшны сдержанно-грозным взглядом своих глаз… У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении»…3

 

«Даймохк»-«Земля отцов»

 

Один из арабских авторов Ибн-Русты отмечал, что «самое благородное аланское племя» - дахсы. В нахском языке слово «дахс» использовалось для обозначения названия всего Центрального Предкавказья – Дахьаст (Дег1аст), что переводится как «Отчий край». Пожалуй, последнее упоминание «Дахьаст» относится к периоду Кавказской войны. В современном ингушском языке его заменило не менее поэтичное «Даймохк»-«Земля отцов».

 

Дзурдзуки

 

Ибн-ал-Факих в 903 г. указывал в своих трудах, что Дзурдзукия (нахск. Сурдукъет1и) - это аланское «укрепление, имеющее 12 ворот». Одно из названий предков ингушей – дзурдзуки.

 

К нахскому этносу относились и другие многочисленные племена. В разных исторических источниках они упоминаются как кисты, гаргареи, таргамосиане, нохчматиены, цанары, эры и др.

 

Название же «ингуши» было даровано императрицей Екатериной II, хотя сами ингуши со времён аланской государственности и до наших дней именуют себя Г1алг1ай – хозяева башен кавказского хребта.

 

Сила возрождения

 

История ингушей величественна и трагична одновременно. Возвращаясь вглубь веков, мы можем наблюдать неоднократное и практически тотальное уничтожение этого народа. Но ни один завоеватель или угнетатель так и не смог стать покорителем ингушей.

 

Со времён нашествия Тамерлана галгаевцы самоотверженно и беспощадно боролись за свою землю и свою свободу. И, сохраняя доблестный нрав своих предков, либо побеждали, либо погибали, но никогда не сдавались в рабство.

 

Генетическая память ингушей пронизана угрозой истребления. Каждый эпизод, будь то борьба с монголами, попытки «усмирения» войсками царской России, сталинская депортация, - практически девяностопроцентное уничтожение нации. А затем – невероятное мужественное возрождение, источник силы которого сокрыт в незыблемых Яхь и Эздел – фундаментальном нравственном самоопределении ингушей.

 

Мухамеданская вера

 

В начале XIX века в одном из донесений военному министру А.И Чернышеву сообщалось, что вера горцев Северного Кавказа представляет собой «смесь христианства с идолопоклонством, но тагаурские старшины и почетные ингуши почти все исповедуют мухамеданскую веру омаровой секты (т.е. сунниты, авт.)».

 

По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г., в Ингушетии было 55 действующих мечетей. Самое большое количество мечетей было в селении Базоркино (ныне c. Чермен Пригородного р-на Респ. Северная Осетия), девять из них – квартальных и одна соборная мечеть. Также в Базоркино находилась школа, где детей обучали основам ислама.

 

Соседство с кабардинцами, исповедовавшими ислам, положило начало исламизации некоторых ингушских семей в равнинной части Ингушетии уже в XVI-XVII вв. В дальнейшем большое влияние на религиозные убеждения ингушей оказал шейх Мансур. А в середине XIX в. после 3 неудачных попыток насильственно обратить ингушей в ислам, предпринятых имамом Шамилем, галгаевцы приняли даават (призыв) Кунта-Хаджи Кишиева и добровольно стали мусульманами.4

 

Преданные Отечеству

 

Ингушетия вошла в состав Российской империи в 1770 году, в 1784 году была заложена крепость Владикавказ, а 22 августа 1810 года представители шести ингушских тейпов (родов) подписали «Акт присяги шести ингушских фамилий с Россией». В этом же году была заложена крепость Назрань. С этого времени ингуши не раз доказали свою преданность и желание доблестно служить Отечеству.

 

История России помнит подвиги этого народа и в Кавказской войне, и в Первой Мировой войне, и в Великой Отечественной.

 

В каждый критический для Родины период ингуши проявляли героизм, бесстрашие и, генетически заложенную в народе, волю к победе.

 

Легендарные подвиги Дикой дивизии, защитников Брестской крепости, героев Приштины и многие другие стали неотъемлемой частью и нескрываемой гордостью истории великой России.

 

Захватывая дыхание

 

Путешествие в Ингушетию – уникальная возможность прикоснуться к насыщенной многовековой истории народа, которую не возможно охватить в тысячах научных работ, книг и публикаций. Исследовать её можно бесконечно, то разгадывая тайны древних курганов Магаса и Экажево, то изучая неповторимые башенные комплексы в горах Казбека, то вслушиваясь в бесценные рассказы седых аксакалов. Каждая традиция, каждое слово ингушей наполнены смыслом и мудростью, передаваемых в поколениях.

 

Всем известно, что каждый ингуш, не задумываясь, назовёт тебе семь колен своих предков, а некоторые и целых 13! Только представишь себе, что это - жизнь одной семьи, одного рода, бережно хранимая потомками, и от восхищения захватывает дыхание!

 

1 Аль-Масуди, ум. в 345 г. х./956 г., «Луга золота и копи драгоценных камней»
2 Решение Городского Совета Муниципального образования «Городской округ город Магас» от 14.01.2010 № 12/5-1 «Об утверждении Положения о флаге города Магас — столицы Республики Ингушетия»
3 Марцеллин А. Римская история
4 М.С.-Г. Албогачиева. ИНГУШИ В ХХ ВЕКЕ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАКТИК

 

Фото: @abdullah_bersaev

Башенный комплекс Эгикал. Джейрахский район. Республика Ингушетия.

 

Материал подготовлен для специализированного журнала Халяль-Инфо.

ингушетия магас

Dubai Modest Fashion Week