Вверх
Мобильная версия сайта
Праздники
Мусульмане
Темы
Войти или подписаться
Dubai Modest Fashion Week
Мусульмане

Огузы - великие предки современных тюрков

“Да увеличит Бог в полном здравии твое счастье; да будет другом тот, кого мы прославили, Всевышний Бог, да подаст помощь! Я дам прорицание, хан мой; твои родные черные горы Да не сокрушатся; твое тенистое, крепкое дерево да не будет срублено; твои вечно текущие, прекрасные воды да не иссякнут; твои шатры да не будут разрушены! Пусть твой серый конь, скача, не устанет; Пусть твой черный булатный меч, ударяя, не иступится; пусть твое пестрое копье, поражая, не сломается. Да будет местом твоей седокудрой матери рай; да будет местом твоего белобородого отца горняя обитель! Да горит твой зажженный Богом светильник, да не заставит тебя Всемогущий Бог прибегнуть к злодеям, хан мой!” - Китаби Деде Коркуд.
Огузы - великие предки современных тюрков

Огузы - древние кочевники, сыгравшие важную роль в истории Евразии. Именно они являются предками множества современных тюркоязычных народов. Узбеки, туркмены, азербайджанцы, турки, башкиры, урумы, крымские татары, болкарцы, уйгуры и др. – в их жилах течет кровь огузов, у них схожий язык.

Ученые до сих пор не пришли к общему мнению насчет этимологии слова «огуз». Они трактуют его как «племена», «стрелы», «уыз» (молочный напиток) и даже «вол». Одно несомненно, название это четко отражает те или иные свойства жизни вольных тюрков, бороздивших бескрайние степи суровой Азии.

Согласно легендарной книге огузов, их род пошел от мифического прародителя Огуз-хана. Новорожденный мальчик «…три дня и три ночи не брал грудь матери. Мать потеряла надежду на его жизнь, была печальна и грустна. Однажды ночью она увидела во сне, как сын говорит ей: «Если ты желаешь, чтобы я сосал твою грудь, то уверуй в единого Творца, признай Его и считай Его власть над собой обязательной».

Женщина видела этот сон в течение трех ночей. Но так как это племя было неверным, то не осмелилась рассказать им о случившемся и втайне от мужа уверовала во Всевышнего Господа. Воздев руки к небесам, она взмолилась и сказала: «Господи! Помоги мне, несчастной, сделай мое молоко для этого дитяти сладким!» И Огуз сразу же прижался к материнской груди и стал сосать”.

Через год отец заметил в нем признаки зрелости и благородства. Он поразился его непорочности и красоте и сказал: - Не рождалось в нашем роду и племени ребенка прекраснее!

Через год ребенок раскрыл уста и промолвил:

 

“Я родился в царственном шатре (баргях), поэтому меня должны назвать Огузом!”
 отрывок из “Огуз-наме”

Эпоха доблестных битв

“Поднимись, встань со своего места, призови своих джигитов, присоедини их к себе” (из героической летописи Китаби Деде Коркуд).

Огузы, закаленные кочевой жизнью, были выносливы, сильны и неприхотливы. Под предводительством Огуз-хана они совершали военные походы на земли Шама, Дамаска, Азербайджана, Грузии, Египта, Китая.

Историки датируют первую их битву концом 8-го века. Тогда еще вассалы Хазарского каганата, они ворвались в Западный Казахстан, бросив вызов печенегам. Сражение произошло на берегу Волги (Итиль по-тюркски) и унесло тысячи жизней.

Вот как описана эта битва в летописи Огуз-наме:

«Пыла река Итиль... На ее берегу в Черногорье произошло сражение... Вода Итиля стала красной, словно кровь».

Печенеги отчаянно сопротивлялись, но успех оказался на стороне их врагов. Огузы водрузили знамя победы и изгнали побежденных в Донские степи. В дальнейшем воинственные кочевники устраивали мятежи против Саманидов, Караханидов и в 756-м году на волне их послабления основали свое государство.

Огузская держава простиралась от Каспийского моря до города Сабран на востоке и до Бухары на юге. В стремлении овладеть богатыми пастбищами Причерноморья и Донского прибрежья, огузские войска громили воинов того самого Хазарского каганата, которому не так давно служили сами.

Лакомым куском были для них также торговые пути Евразии. И не только для них. В 985-м году богатыри Руси Белокаменной, ведомые князем Владимиром, сплотились с торками (так русичи называли огузов) и ударили по Поволжью, где пролегали заветные торговые дороги.

“Через быстро текущие воды перейдет молва, поднимется на соседнюю пеструю гору” (Китаби Деде Коркуд).

Огуз-хан слыл милосердным правителем, даже по отношению к завоеванным народам. Зная о его добросердечности и великодушии, противники не раз добровольно подчинялись ему, соглашались платить дань и одевали пояс покорности. Другие принимали бой, но терпели поражение. Хан часто оказывал милость побежденным, как, например, в случае с Текфур-ханом, он простил ему сопротивление и вернул бразды правления над подданными. Благодарный Текфур ответил Огузу:

 

«Все страны и государства покорны тебе, твоей воле и власти. Тысячи подобных мне и лучше меня покорились тебе. У такого как я нет силы и умения, чтобы противопоставить твоей власти и все, что ты прикажешь, тому я буду покорен и послушен. Если Огуз окажет милость и простит меня, то я вдену в уши кольца рабства и из года в год буду отправлять тебе дань и деньги, буду покорным слугой этого дворца и, Бог даст, никакого упущения с моей стороны не будет».

 

Примечателен случай, когда Огуз-хан три дня удерживал свое войско от вторжения в Дамаск из-за того, что там находилась могила Адама. Дело закончилось добровольным подчинением горожан огузам. После этого хан «…отправил посланца в Мекку и Медину, приказав ему доставить оттуда немного земли. Посланец 

отправился и привез оттуда землю. Огуз помазал свое тело частью этой земли и возблагодарил Господа. Своим сыновьям и эмирам он сказал:

 

«Адам был создан из земли (праха) и в конце тоже стал прахом. И все мы превратимся в прах. Каким бы сильным не был человек, он не должен забывать об этом и обязан творить добро, а не зло».

 

Легендарный эпос не лишен и романтики. Любовь между Огуз-ханом и его преданной женой описана самыми вдохновенными и красивыми словами. Молодой хан искал невесту, которая, как и он, верила бы в единственность Господа. Однако девушки не желали отказываться от веры предков и Огуз отдалялся от них.

И только дочь Ор-хана ответила ему:

 

«Я — твоя частица, и что бы ты ни приказал мне — я подчиняюсь и буду повиноваться.
Где бы не находилась твоя серьга — там мое ухо,
где бы не был обруч для волос — там моя голова».

 

Закат великой державы

«Огуз был великим падишахом, и, взяв под свою власть управление миром, он собрал огромные сокровища и бесчисленное количество скота», воспевает «Огуз-наме» тысячелетнее правление своего героя в кругу преданных сыновей. Когда хан скончался, трон перешел к одному из его доблестных преемников.

Огузы и в самом деле владели обширной территорией, столицей которой был город Янгикент на прибрежье Сырдарьи. Однако в реальности бесчисленные походы вкупе с увеличивающимися налогами вызывали недовольство племен. Вольные по духу кочевники не желали мириться с нарастающей эксплуатацией и часто восставали против властей.

Внутренние конфликты ослабили государство. Последний правитель огузов, Шахмалик, погиб в битве под Хорезмом. Его гибель разожгла нешуточные страсти вокруг борьбы за трон, чем не преминули воспользоваться вражеские племена. Так, в начале 11 века, раздираемое изнутри и снаружи, пало огузское государство.

 

“Они пришли в этот мир и прошли. Так караван останавливается и снимается. Их похитила смерть, скрыла земля. За кем остался тленный мир? Когда придет черная смерть, всякий должен заплатить ей дань”.
Китаби Деде Коркуд

тюрки, огузы, история ислама

Dubai Modest Fashion Week