Места
Мусульмане
Люди
Войти или подписаться
IX Международный экономический саммит России и стран ОИС
Известные мусульмане

Ибн Баттута

Величайший путешественник, объехавший полмира и оставивший после себя «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий».

В каждом из нас внутри живёт страстный путешественник, любящий приключения вместо того, чтобы сидеть дома, или ребенок, отвергающий любой шаг во вне. Но есть такие личности, которые одержимы воплощать в реальность свои безумные идеи, вопреки правилам и сложившимся устоям!

Одним из таких людей был Ибн Баттута — великий путешественник и бесстрашный первопроходец. Именно великий, потому что только самые отчаянные могли путешествовать на протяжении десятилетий по неизведанным и опасным землям, кишащим разбойниками и племенами, которые были немилостивы к чужакам. 

Сын ученого, с ранних лет воспитанный идти по пути науки, в 22 года шагнул в неизведанные дали, полные приключений и новых открытий, которые до сих пор будоражат наши умы, чтобы «посмотреть мир, радуя сердце, увидеть разные диковинки, услышать о чудесах, получить обширные познания, познакомиться с интересными людьми, испытать судьбу».
На протяжении всего периода путешествия, около 30 лет, он искал что-то новое и удивительное, изучая культуры народов. Все исследователи трудов Ибн Баттуты отмечают, что великого путешественника в первую очередь интересовали люди и лишь затем - достопримечательности тех мест, в которых ему довелось побывать: 

 

«Сначала сосед, а потом дом, сначала товарищ (по путешествию), а потом дорога»
Ибн Баттута

 

Биография

Полное имя Ибн Баттуты (ابن بطوطة) - Мухаммад ибн Абдуллаh ибн Мухаммад ат-Танджи. Родился 25 февраля 1304 года. Родом из города Танжер, который тогда был крупным портовым городом в Марокко.
Известен тем, что объехал весь исламский мир и соседние страны — Африку, Аравию, Ближне-Восточные страны, Среднюю Азию, Золотую Орду, Волжскую Булгарию, Индию, Китай, а также много других стран и островов.
Ибн Баттута родился в семье шейха. Его отец занимал должность кади Танжера. Предки происходили из берберского племени лавата. В детстве отец отдал его учиться в медресе и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Возможно, те знания, которые ему давали в медресе, были не достаточны. Видимо, это обстоятельство вынудило его пойти в Мекку к мусульманским ученым для изучения ислама.
Из личной биографии мало что известно достоверно, потому что Ибн Баттута начал путешествовать в возрасте 22 лет. И только в это время начал описывать свои путешествия. Большинство из них описаны подробно и детально.
Его книга «Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий» была написана уже после странствий, по его собственным запискам и воспоминаниям. Немалую роль в появлении книги на свет сыграл султан, так как, именно по его приказу Ибн Баттута с ученым-поэтом Мухаммадом ибн Джузайем написали сей важный труд, благодаря чему мы имеем возможность познакомиться с мусульманским миром 14-го столетия.

Ибн Баттута
Полное имя Ибн Баттуты — Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абдаллах ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Йусуф ал-Лавати ат-Танджи.
Бербер, родился в 1304 году.
Начал путешествовать в 22 года.
Автор «Подарок наблюдающим диковинки городов и чудеса путешествий»
Его географические рассказы представляют особую историческую ценность, так как Ибн Баттута излагал события правдиво, не допуская политических оттенков и придерживаясь точнейшего метода документации.
Считается величайшим путешественником всех времен до Магеллана.
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
Маршруты путешествий в фотографиях
 

Путешествие

Ибн Баттута побывал в 44 странах (в современном эквиваленте), прошел около 100 000 — 130 000 км.

Из-за того, что нет достоверных данных, точная хронология путешествия не определена. Например, неизвестно точно, когда Ибн Баттута прибыл в Мекку во время первого путешествия, также историки и исследователи сомневаются в посещении Китая и города Булгар.
Несмотря на это, большая часть маршрута известна.

Путешествие Ибн Баттуты разделим на несколько этапов:

первое путешествие - паломничество в Мекку через Северную Африку и страны Ближнего Востока;

второе - через Восточную Африку и Малую Азию;

Индия и Китай;

Андалусия.

Первое путешествие

Ибн Баттута отправился в свое первое путешествие 14 июня 1325 года. Это было паломничество в Мекку к мечети Аль-Харам и благословенному городу пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Именно при поездке в Мекку, когда путь пролегал через Африку, он задумался о путешествии в другие страны и грезил увидеть те места, куда мало чья ступала нога. Его путь пролегал через Северную Африку, и он старался идти с караванами, так как в те давние времена путешествие было опасным развлечением из-за угрозы нападения разбойников, бедуинов или других племен.

 

Маршрут пролегал через Тунис и Египет. Некоторое время он пробыл в Александрии, исследовал этот древний город, основанный Александром Македонским. Далее Ибн Баттута посетил Каир - столицу Мамлюкского султаната. Затем только после Иерусалима и Дамаска (где в это время свирепствовала чума), осенью 1926 года (историки сомневаются насчет этой даты), спустя год с начала путешествия, он добрался до Мекки.
Посещая в Мекке лекции лучших ученых того времени, он глубже изучал ислам, позже получив право преподавать хадисы и разбираться в юриспруденции.
Ирак и его важные города были подробно описаны в его путевых заметках. В нем он описал культуру и обычаи народов, которые проживали на этих территориях, а также подробности духовной жизни.

В Мекке Ибн Баттута пробыл три года, затем отправился домой. Путь обратно пролегал не через знакомую дорогу, а по новым землям. Чем больше он путешествовал, тем больше хотелось побывать в других странах, так как во время странствий он знакомился с разными людьми, которые рассказывали ему про интересные места.

Аравийский полуостров, Восточная Африка и Малая Азия

Путь домой пролегал через Аравийский полуостров, Йемен. "… Затем, когда закончился хаджж, я направился в Джидду, чтобы: морем ехать в Йемен и Индию, но мне не удалось сделать это. Мне не попадался товарищ, и я оставался в Джидде около сорока дней. В этом городе был корабль, принадлежавший человеку по имени 'Абдаллаh ат-Туниси, который хотел совершить поездку в ал-Кусайр, в одном из округов города Кус. Я поднялся на корабль, чтобы увидеть, в каком он состоянии, и корабль мне не понравился. Душа моя не желала путешествовать на нем. И это была доброта Аллаhа Всевышнего, потому что корабль, отправившись в плавание, затонул, когда был на середине моря, в месте, которое называют мысом Абу Мухаммад. Его владелец и несколько купцов спаслись в лодке-ал-'ушари после огромных усилий. Они были близки к гибели, и некоторые из них все же погибли. Остальные люди утонули, а их было на корабле около семидесяти хаджжиев".

Из-за того, что на этих территориях проходили межплеменные конфликты, Ибн Баттута не смог тщательно исследовать их. Добравшись до берега Красного моря, он сел на корабль и поплыл в Восточную Африку. Сначала в Сомали, далее в Суахили, Танзанию.
Танзанию, Ибн Баттута, назвал одной из самых красивых и сконструированных стран того времени. В заметках о Танзании особое внимание он уделил султану Аль-Хасану ибн Сулейману, постройке дворца Кубва и мечети Килвы.

Далее, он посетил территории Малой Азии, Крым, Золотую Орду, город Сарай и Волжскую Булгарию.

"Наслышавшись о городе Булгаре, я пожелал его видеть и поверить рассказы о чрезвычайной краткости его ночей в одно время года, и обратно дней в другое время. От султанского табора до Булгара около десяти дней пути... я видел в Булгаре, что, когда там прочитают молитву захождения солнечного в месяце рамадане, уже наступает время вечерней молитвы, и так далее, и наоборот в другое время... 

Я воротился в табор султанский 28-го рамадана, и отправился потом за Султаном до Астрахани, одного из подвластных ему городов. Он стоит на берегу реки Этель, одной из величайших рек в мире. Здесь Султан проводит холодное время года, и когда реки здесь замерзнут, пути Султана и место его пребывания устилают сеном.

Когда Султан прибыл в Астрахань, одна из жен его, дочь Императора Константинопольского, беременная, просила у него позволения посетить отца своего, на что Султан согласился. Я осмелился просить разрешения следовать за нею, желая видеть Константинополь; сначала мне отказали. Когда я объяснил, что хочу быть в свите Султанши, без всякого отличия, позволение было дано. Султан подарил мне 1500 динаров, почетное платье и несколько лошадей. Каждая из жен его подарила мне по серебряному слитку, что называется у них эль-сувам, и также одарили меня все сыновья и дочери Султана.

Таким образом, 10-го шаваля отправился я в путь с султанскою супругою, по имени Байлун, дочерью Императора Константинопольского. Султан провожал ее до первой станции, и воротился оттуда домой. Пять тысяч, сопровождали Султаншу, в том числе было пятьсот всадников, не считая рабынь и прислужников. Мы прибыли сначала в Укак, город порядочный, но там было нам весьма холодно. Отсюда до Эль-Сарая десять дней пути. В одном дне пути отсюда находятся Русские Горы, где живут Русские, христиане, народ с рыжими волосами и голубыми глазами, весьма хитрый и коварный. У них есть серебряные рудники, и из их земли получаются сувамы, или слитки серебра. После десяти дней пути от сего места, приехали мы в Судак, город в Кипчацкой Степи, на морском берегу, а потом в город Баба-Салтук. Здесь последнее место, принадлежащее Туркам, и от него до областей румских восемнадцать дней пути, из коих восемь дней надобно ехать по необитаемой и безводной степи, но путешествуя в холодное время, воды с собою мы не везли".

Из Азии, со свитой жены хана Узбека (дочерью императора Византии Андроника II Палеолога), Ибн Батута отправился в Константинополь. Но здесь он пробыл мало времени и продолжил путешествие по территории Узбекистана, Афганистана (побывал в Ургенче, Самарканде, Бухаре, Хорасане) и отправился в сторону Индии.

"Далее мы отправились в Кабул; это был некогда большой город, но сейчас это селение, где живет племя из персов, которых называют афганцами; они владеют городами и перевалами и обладают большим могуществом; большая часть афганцев — разбойники. Их самая большая гора называется Кух-и Сулайман. Рассказывают. что пророк Сулайман — мир ему! — взошел на эту гору и смотрел с ее вершины на Индию, которая была покрыта мраком. Он вернулся, не заходя в эту страну, и гора была названа его именем. На этой горе живет царь афганцев.

В Кабуле находится завия шейха Исмаила ал-Афгани, ученика шейха Аббаса, одного из главных святых. Из Кабула мы пошли в Кармаш. Это крепость, расположенная между двумя горами, где живут афганцы. Когда мы проезжали ее, афганцы, находившиеся у подножия горы, напали на нас. Мы пускали в них стрелы, и они обратились в бегство. Наш караван сопровождала небольшая охрана, а у них было около четырех тысяч лошадей. А у меня были верблюды, из-за которых я отстал от каравана...

Мы присоединились к каравану после вечерней молитвы и провели ночь в местности Шашнагар. Это последнее населенное место на границе страны тюрков, откуда мы вошли в большую пустыню. Этот путь можно проделать за 15 дней, а путешествуют здесь только в одно время, когда в странах Синда и Индии пройдет период дождей, что приходится на начало июля. В этой пустыне дует смертоносный ветер самум, от которого тело так загнивает, что, когда человек умирает, у него отваливаются руки и ноги. Мы говорили уже, что этот ветер дует также в пустыне между Хормузом и Ширазом. Перед нами шел большой караван, в котором был кади Термеза Худаванд-заде. У них пало множество верблюдов и лошадей, однако наш караван, слава Аллаhу Всевышнему, добрался целым до Пенджаба, то есть до реки Синда. Пандж означает «пять», а аб — «вода», так что значение этого названия «пять вод» (пять рек). Они впадают в большую реку и орошают эти области, о чем мы расскажем, если захочет Аллаh Всевышний.

Подошли мы к этой реке в последний день месяца зу-л-хиджжа. Той ночью взошла над нами луна месяца мухаррам 734 года (1333 г. н. э.). Отсюда осведомители написали о нас в Индию и изложили царю Индии все, что нас касалось".

Индия и Китай


В Индию (тогда он назывался Делийский султанат) Ибн Баттута прибыл примерно в 1334 году.

"Царь Индии держит в каждом городе своей страны осведомителя, который пишет ему обо всем, что происходит в том городе, и осведомляет его о всех приезжих, которые прибывают туда. Если прибывает путешественник, они пишут, из какой страны он прибыл, записывают его имя, описывают его приметы, его одежду, его товарищей, его лошадей, слуг, как он сидит и как ест; также описывают его занятия, достоинства или недостатки. Таким образом, путешественники являются к царю только после того, как тому становится все известно о них. И милости царя соответствуют тому, чего заслуживает приезжий.

Мы отправились из Самарканда и проехали город Насаф, откуда происходит Абу Хафс Умар ан-Наса-фи — автор книги «Сочинения о спорных вопросах между факихами четырех толков», да будет Аллаh доволен ими! Затем мы прибыли в город Термез, откуда происходит имам Абу Иса Мухаммад ибн Иса ибн Сурат ат-Тирмизи — автор книги «Большой сборник сунны». Это крупный город с красивыми зданиями и базарами. Его пересекают каналы, в нем много садов, виноград и айва там чрезвычайно сладкие. Много мяса и молока. Жители этого города моют голову в банях кислым молоком вместо гафла. У каждого банщика много больших кувшинов, наполненных кислым молоком. Каждый, кто заходит в баню, наливает из них в маленькие сосуды и моет голову. Оно освежает волосы и делает их гладкими. Обитатели Индии пользуются для мытья головы сезамовым маслом, которое они называют ширадж, после чего они уже моют волосы тафлом. Это смягчает кожу, делает волосы гладкими и способствует их росту. Поэтому бороды у индийцев и у всех, живущих в Индии, длинные".

В Дели Ибн Баттуту взяли на службу к султану на должность кадия, потом факихом.
Через 8 лет, Ибн Баттута отправился в Китай вместе с послами. По дороге на них напали разбойники, но им чудом удалось оторваться от них.
После многочисленных приключений Ибн Баттута добрался до Китая (этот факт является спорным). Затем дошел до Малайзии, Бенгалии и обратно в Индию, вернувшись в Марокко в 1349 году.

Андалусия

Аль-Андалус (Гранадский эмират) — часть территории современной Испании, где правили мавры (711—1492). В Андалусию, Ибн Баттута, отправился в 1350 году с группой мусульман. Прибыв туда, он исследовал и изучил достопримечательностям Валенсии и Гранады. Известно, что в Южную Испанию Ибн Баттута прибыл с поручением султана. Но о том, что это было за поручение, в его записях не упоминается.

Старость

В 1355 году, в возрасте 51 год, Ибн Баттута стал кадием (судьей) в Марокко, где выполнял обязанности до своей кончины (примерно 1368 — 1367 годы). О последних годах жизни также известно очень мало.


Культурные и исторические достижения


Заслуги Ибн Баттуты для мировой истории и культуры огромны. Он не просто проходил по территориям, а тщательно исследовал и описывал их в виде живых рассказов.
Когда он был в Египте, он описал встречи с учеными, а также события, связанные с междоусобными войнами разных племен, достопримечательности города, мечети, медресе, пирамиды. Также он записал биографию правителя Египта, его наместников и военачальников. Его записки оказались очень ценными, так как они были написаны объективно, просто и тщательно без политических подоплеков.

 

Из традиций или удивительных вещей Ибн Баттуте особенно запомнились:

 

традиции тюрков, которые называли ребенка по имени первого входящего в шатер, а также свободная речь тюркских женщин со своими мужьями;

короткая летняя ночь в странах современной России (в то время территория Золотой Орды), когда время утренней молитвы наступает через небольшой промежуток времени после ночной;

щедрость местных жителей Дамаска, где по благотворительным целям поддерживались бедные и сироты;

багдадские бани. По сведениям Ибн Баттуты бани Багдада были великолепны, где были все удобства для отдыха — бассейн, водопроводный кран, канализация. Также посетителю выдавались несколько полотенец.

дервиши. Странствующие монахи;

небесный камень. Во время путешествия по Турции в Эрзуруме один из местных султанов показал ему необычный камень (метеорит), упавший с неба. Необычность состояла в том, что сколько бы не били по камню, его не могли не разбить и не исцарапать.

 

ибн баттута, путешественник, маршруты, первооткрыватель

IX Международный экономический саммит России и стран ОИС